[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Модератор форума: GREK 
Форум » Основной » ИСТОРИЯ » БерСЕРК
БерСЕРК
GREKДата: Пятница, 13.02.2009, 06:22 | Сообщение # 1
Тамлиер
Группа: Администраторы
Сообщений: 89
Репутация: 1
Статус: Offline
Бе́рсерк (бе́рсеркер) — викинг, посвятивший себя богу Одину, перед битвой приводивший себя в ярость.

В сражении отличался большой силой, быстрой реакцией, нечувствительностью к боли, безумием. Не признавали щит и кольчугу, сражаясь в одних рубахах, или обнаженными по пояс. Сыновья конунга Канута — берсерки — плавали на отдельном драккаре, так как сами викинги их боялись.

Этимология

Слово берсерк образовано от старонорвежского berserkr, что означает либо «медвежья шкура» либо «без рубашки» (корень ber- может означать как «медведь», так и «голый»; -serkr означает «шкура», «рубашка»). Берсерки впервые упомянуты скальдом Торбьёрном Хорнклови в стихотворении о победе Харальда Прекрасноволосого в битве при Хаврсфьорде, которая происходила предположительно в 872 г.

Снорри Стурлусон в «Круге земном» пишет: Один умел делать так, что в битве его враги слепли или глохли, или их охватывал страх, или их мечи становились не острее, чем палки, а его люди шли в бой без доспехов и были словно бешеные собаки и волки, кусали щиты и сравнивались силой с медведями и быками. Они убивали людей, и их было не взять ни огнем, ни железом. Это называется впасть в ярость берсерка.

В русской традиции чаще используется вариант «берсерк». «Берсеркер» возник как заимствование через английский язык.

Немнога Истории

В эпоху язычества, до принятия Скандинавией христианства, викинги обладали сверхъестественной силой, которой наделил их верховный скандинавский бог Один. Саги отмечают, что в сражении они «бросались вперед без вооружения бешено, как волки, были сильны, как медведи или вепри, и убивали людей с одного удара, причем ни огонь, ни железо не могли поразить их». Это и называлось берсеркским неистовством. Отсюда возникло выражение «разъяренный, как берсерк».

В реальности это было состояние, вызванное возможно, употреблением некоторых гал­люциногенных веществ. В любом случае это состояние мало под­дается изучению. Одно из исследований рассказывает о 12 бра-тьях-берсерках, которые в припадке ярости могли «выворачивать огромные деревья и камни и даже убивать своих друзей». Сага повествует о том, что Сигмунд и его сын превращались в волкоъ и выли во время сражения, а в легенде о Хрольфе Краки берсерк превращался в медведя. Именно с этими животными ассоции­ровались оборотни, и берсерков нередко называли «волчья шку­ра». Несомненно, само слово berserkir изначально означало «мед­вежья шкура» (bear), а не «голая шкура» (bare), как нередко пред­полагалось.

Храфншал описывает берсерков как людей великой доблести, которые не дрогнут ни в каком сражении. Эти качества и бла­говоление к ним Одина часто делало их воинами личной охраны королей, обычно состоявшей из 12 человек. Берсерки воевали на передовой в сухопутных и морских сражениях. «Сага о Харальде Светловолосом» рассказывает, что берсерки располагались на носу и в средней части корабля под королевским знаменем. Их отличали сила, храбрость, ловкость и все лучшие качества воина. Снорри Стурлуссон описывает, как в битве при Сволдре в 1000 г. некоторые люди короля Олафа в ярости забыли, что они сражаются не на суше, «бешено бросались на врага, падали за борт и тонули».

Позже, в христианской Исландии, берсерки стали считаться разбойниками, извергами, саги изображали их бессмысленными задирами, достойными унижения. Возможно, такое отношение впоследствии переняла вся христианская Скандинавия.

Звериный дух

Переодевание в медвежьи шкуры, возможно, стало причиной того, почему воины считались в этих шкурах дикими и неуязвимыми. Но почему они приходили в ярость и бушевали? Возможно, что они попадали во власть чего-то подобного магическому экстазу и чувствовали, что они одержимы яростным звериным духом. Это предположение подкрепляется описанием ярости берсерка из саги об Инглингах. Там дикие воины зовутся «Мужами Одина». Один (у южных германцев Вотан) во многом схож с этими воинами. Один из его аспектов — Бог Войны, «Господин Ярости». Он будит в германских бойцах воинское мужество, смелость, выносливость, следит за тем, чтобы самые лучше воины были в его дружине в решающем бое конца света. Как Вотан он руководит дикой охотой (wilde Jagd), которая шумит ночными штормами и которую никто не в силах задержать. Другой его аспект — он самый мудрый из Богов, одарён такими силами, в которые никто не посвящён и не смеет владеть так же искусно как он. Шаман, хранитель знаний, религиозных и тайных мистерий. Мастер магии, которой служат звериные духи, хозяин волков и воронов — животных полей сражений. Если он восседает в Асгарде, то близ его ног сидят волки Гери и Фреки, вороны Хугин и Мунин, которые сообщают ему все происшествия мира.

Предполагаемая вера берсерков в одержимость животными, «звериным духом», вполне обычна. Этнографы подтвердили, что и в других странах случалось подобное. Если «дух» овладевает человеком, то он не чувствует ни боли, ни усталости. Но когда это состояние оканчивается, то одержимый погружается в глубокий сон.

 
Форум » Основной » ИСТОРИЯ » БерСЕРК
Страница 1 из 11
Поиск: